Субъекты упрощенной системы налогообложения вправе выбрать, на каком объекте налогообложения им удобнее работать: учитывать в своей деятельности только доходы или работать по объекту «доходы минус расходы» (п. 1 и 2 ст. 346.14 НК РФ). В рамках данной статьи мы заострим внимание на принимаемых в целях определения налоговой базы на УСН расходах.
В п. 1 ст. 346.16 НК РФ закреплен перечень расходов, признаваемых по УСН в рамках объекта «доходы минус расходы» (на сегодня 36 пунктов). На то, что данный перечень расходов является закрытым, не раз обращали внимание контролирующие органы. В одном из совместных Писем Минфина и ФНС России налоговая служба и финансовое ведомство подтвердили данный факт, указав, что затраты по проведению обязательной специальной оценки труда не могут быть учтены в расходах на УСН, так как не поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ (Письмо ФНС и Минфина России от 30.07.2014 г. № ГД-4-3/14877).
Напомним, что согласно подп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке труда», работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ (с 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест).
Законодатель не раз (с момента введения в действие Главы 26.2 НК РФ) вносил в нее изменения и дополнения (см. перечень ФЗ, вносящих изменения в п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Это показывает тенденцию, согласно которой законодатель постоянно пытается расширить этот перечень, подстраиваясь под изменяющиеся реалии экономических (предпринимательских) отношений.
Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ, расходы, указанные в п.1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность и документальная подтвержденность). Ссылка на правила признания расходов по главе 25 НК РФ дается и в других статьях Главы 26.2 НК РФ: п. 2-4 ст. 346.16 + п. 2, 2.1 ст. 346.25 НК РФ).
Что касается правил Главы 25 НК РФ (Налог на прибыль организаций), то она не закрепляет исчерпывающий перечень расходов, признаваемых при исчислении налоговой базы (ст. 252-255 НК РФ).
Данный факт объясняет Конституционный Суд РФ: Законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные не поименованные в главе 25 НК РФ затраты к расходам в целях налогообложения либо нет (Определение КС РФ от 04.06.2007 г. № 320-О-П).
Учитывая данный подход и сходство критериев признания расходов на УСН и по налогу на прибыль, было бы целесообразным сделать перечень расходов на Упрощенной системе налогообложения открытым.